Новые файлы
bullet Экзаменационные билеты и тематические задачи ГИБДД 2009  
expand/close
bullet Ремонт автомобилей Volvo S80  
expand/close
bullet Руководство владельца Toyota Avensis  
expand/close
bullet Инструкция по обслуживанию автомобиля Toyota Avensis (2000 - 2002 гг.)  
expand/close
bullet Руководство по ремонту и эксплуатации Toyota Picnic & Ipsum 1996 - 2001 гг  
expand/close

Counters


Ramblers Top100
 
Краш-тест ВАЗ 2114
Тюнинг…

в Статьи
хиты: 4643
не оценено -
Купленный для краш-теста рестайлинговый хэтчбек ВАЗ-2114 был готов пойти на «заклание» еще летом — сразу после нашей «примерки» (см. АР № 13—14, 2004). Но никак не складывалось. То летний отпуск, то постоянные командировки... На самом деле, никто из нас просто не торопил событий. Не ждали мы от этого краш-теста ничего интересного. Да, наверняка автомобиль стал чуть лучше благодаря новому, более травмобезопасному интерьеру — вот и вся разница с обычной «девяткой».

Насчет интерьера мы не ошиблись. Но ВАЗ не был бы ВАЗом: без неприятных сюрпризов, увы, не обошлось...

КОНЕЧНО, ВАЗ-2114 — модель не новая. Это рестайлинговый пятидверный хэтчбек семейства Самара-2, который сменил на конвейере модель ВАЗ-21093 — точно так же, как седан ВАЗ-2115 сменил ВАЗ-21099 или как трехдверка ВАЗ-2113 стала продолжением снятой с производства «восьмерки». На этих машинах ездят и будут ездить многие наши читатели, потому что Самары второго поколения все-таки дешевле и доступнее, чем автомобили «десятого» семейства. И при этом во многом симпатичнее. Даже несмотря на то, что накладные пластиковые пороги на «вторых» Самарах напоминают изделия тюнинговых контор, а не серийную модель крупнейшего автозавода страны.

Но при рестайлинге вазовцы могли сделать Самару-2 безопаснее. Хотите верьте, хотите нет, но по уровню знаний специалистов и по техническому оснащению лаборатории пассивной безопасности ВАЗа почти ни в чем не уступает многим именитым западным фирмам — теоретически в Тольятти сейчас могут проектировать и выпускать автомобили мирового уровня! Благодаря собственному мощному комплексу с крытой разгонной катапультой АвтоВАЗ сегодня — бесспорный лидер по испытаниям на безопасность среди всех автозаводов в странах бывшего СССР. Ни ГАЗ, ни Иж-Авто, ни украинский ЗАЗ, не говоря уж о сборочных заводах, не имеют даже собственных манекенов — для редких краш-тестов им нужно обращаться или к специалистам Дмитровского полигона, или в Тольятти. Словом, мы были вправе ожидать, что ВАЗ-2114 станет безопаснее «девятки». И нам есть с чем сравнивать: ведь мы проводили краш-тест автомобиля ВАЗ-21093 (см. АР № 24, 2002) в точно таких же условиях — лобовое столкновение с деформируемым барьером левой частью передка с 40-процентным перекрытием на скорости 64 км/ч. Все, как и при краш-тестах независимых ассоциаций EuroNCAP в Европе и ANCAP в Австралии.

Кстати, среди западных специалистов по пассивной безопасности, которые знакомы с нашими тестами, испытания Авторевю уже прозвали «серией RusNCAP». В кавычках, конечно — мы пока не делаем боковых краш-тестов, ограничиваемся только фронтальными. Зато мы испытываем такие автомобили, которые европейцам и в страшном сне не приснятся!

Разбитая «четырнадцатая» на первый взгляд походила именно на такие машины...

Кузов после удара был деформирован явно сильнее, чем у «девятки» образца 2002 года. Передок смят вплоть до передней кромки водительской двери. Причем дверь сломалась, и рамка стекла была неестественно вывернута наружу. Может быть, внутри нет брусьев безопасности? Нет, труба-усилитель вварена в дверь — ее хорошо видно через «раскрывшиеся» дверные внутренности. Но даже брус не удержал дверь, и она сломалась по передней кромке, из-за чего дверной проем стал короче на 110 мм. У «девятки» было всего 30 мм.

Как и в прошлый раз, водительскую дверь заклинило. Не беда — все остальные открываются без проблем. А что внутри?

Внутри — травмобезопасные руль и передняя панель. Сравните результаты двух машин — ВАЗ-2109 и ВАЗ-2114. Риск травмы головы для водителя «четырнадцатой» намного ниже! Манекен, конечно, ударился головой о руль — сперва подбородком об обод (это первый пик на графике перегрузок), потом всей «физиономией» о ступицу... Но замедление было намного ниже опасного уровня, при котором можно говорить о повреждениях головного мозга. Снизились и изгибающие нагрузки на «шейные позвонки» манекена, и даже усилие сжатия «грудной клетки»!

Это очень хорошо. Но человек — не манекен, и удар лицом и грудью о руль при таком столкновении все равно не сахар. Именно поэтому методика оценки EuroNCAP предполагает пенализацию, то есть снижение рейтинга безопасности. За отсутствие подушки безопасности, за касание руля, за «потерю структурной целостности кузова»... Дверь не выдержала, передняя левая часть силовой «клетки» салона сломана, моторный щит внедрился в салон. Баранка смещена на 230 мм назад, на 110 мм вверх и на 100 мм вправо — это при том, что у «девятки» руль ушел на 140 мм назад, на 70 мм вверх и на 30 мм влево. Передняя панель оторвана от кузова. А самая плохая картина — в ногах. Пол вздыбился горбом. Педали сцепления и тормоза смещены назад на 300 мм — это очень много! Голени при этом просто заклинило между панелью и деформированным полом. Критерий травмирования голени TI (Tibia Index), вычисленный на основе сигналов датчиков, превысил опасный порог для обеих ног водителя. Нагрузки на «бедренные» датчики, правда, были невелики. Но когда мы с помощью лома открыли водительскую дверь и извлекли «водителя», усадив беднягу на специальную каталку, вся пластиковая «шкура» его металлических коленей была покрыта шрамами и глубокими порезами.

В результате по рейтингу безопасности Самара-2 проигрывает Самаре-1! Если ВАЗ-2109 образца 2002 года набрал 3,7 «неокругленных» балла, то ВАЗ-2114 образца 2004 года — 3,2 балла. Напомним — из 16 возможных баллов.

Из-за чего же «четырнадцатая» оказалась менее безопасной, нежели «девятка»?

Самое главное в автомобиле — это кузов. В «четырнадцатой» он повел себя хуже, чем у «девятки». Одна из причин — это отсутствие прежней мощной алюминиевой балки внутри бампера, во многом благодаря которому Самары и прозвали «зубилами». При фронтальном столкновении балка все-таки играла свою роль в энергопоглощающей деформации, связывая между собой левый и правый лонжероны и перераспределяя удар по кузову.

У рестайлинговых Самар-2 балки в бампере нет. Под пластиковой красивой «кожурой» — пустота. Кстати, сам пластик обвеса совершенно не напоминает прежние гибкие бамперы Самар — теперь это жесткая пластмасса, которая при ударе ломается на крупные куски с острыми краями, разлетающиеся вокруг.

Одно слово — тюнинг...

Не все в порядке и с прочностью силовой структуры кузова — возможно, из-за технологии изготовления. В принципе, на ВАЗе за этим следят — мы неоднократно видели в вазовской лаборатории пассивной безопасности конвейерные машины, разбитые в ходе рутинных «проверочных» краш-тестов, видели кузова на стендах контроля прочности точек крепления ремней безопасности... Но не может, не должна нормальная дверь со встроенным брусом безопасности так сломаться в передней части!

Еще одно слагаемое «успеха» — пресловутые салазки сиденья. С правой стороны водительского кресла они не выдержали рывка, «раскрылись» — и манекен съехал вперед вместе с сиденьем. Точно такую же картину мы наблюдали во время демонстрационного краш-теста экспериментальной «десятки», оборудованной подушкой безопасности водителя (см. АР № 7, 1998). Теперь сдвинутое вперед правой стороной кресло усугубило ситуацию с ногами водителя — иначе превышения по «индексам голени», возможно, не было бы.

Кроме того, оказалось, что передняя панель Самар второго поколения травмобезопасна только для «верхней половины» человека — для головы и груди. Пассажир хоть и ударился виском об угол панели, но опасных перегрузок при этом не испытал. Впрочем, у обычной «девятки» со старой «высокой» передней панелью безопасность пассажира была не хуже.

Но о том, куда при лобовом ударе упрутся колени водителя, владельцам Самар-2 лучше не думать. В нашем случае даже пристегнутый «человек» массой 75 кг с силой, достаточной для порезов толстого пластика, вонзился «коленными чашечками» в металлические детали под панелью. Хуже всего пришлось правому колену, которое смяло тонкую «кожуру» кожуха рулевой колонки и уперлось в детали фиксатора регулировки руля по высоте. Но и слева от руля не все благополучно — там под панелью столько всякой железной «требухи»...

Вывод прост: рестайлинговые Самары-2 при смещенном лобовом ударе в целом защищают водителя как минимум не лучше, чем Самары старые. А в том, что касается ног — однозначно хуже!

Для вазовских специалистов по пассивной безопасности результаты нашего краш-теста едва ли стали неожиданностью. Про свои машины они все прекрасно знают. Но в разговоре с вазовцами блеснул луч надежды — оказывается, там уже подготовили пакет доработок конструкции Самар-2, который позволит этим машинам пройти сертификационные испытания по современному Правилу № 94 ЕЭК ООН (это удар, аналогичный нашему, но с меньшей скорости — 56 км/ч). Более того, есть планы внедрить эти переделки в серию уже во второй половине следующего года.

Хорошо бы, если так. Но до этого владельцам Самар второго поколения в аварии лучше не попадать. Впрочем, и после этого — тоже.


© Авторевю

Поиск


Новое

Новые статьи
Тест Renault Logan, Lada Kalina, Lada 110, Daewoo Nexia и Chevrolet Lanos
Выбираем: Opel Corsa – Skoda Fabia – Nissan Note
Представители так называемого В-класса – пожалуй, самого массового в Европе – не[...]
Daewoo Matiz. Тест-драйв.
Daewoo Matiz является сейчас самой доступной иномаркой, причем как на первичном,[...]

Новое

Новые статьи
Тюнинг "Жигулевский", специальный
В точности никто не знает, что же именно называется "настоящим тюнингом&quo[...]
Лишние «лошади» — чип-тюнинг ВАЗ
От чип-тюнинга многие ожидают прироста мощности, увеличения крутящего момента и [...]
Особенности тюнинга посредством наддува
Различают 2 вида тюнинга посредством наддува. Первый, сравнительно простой вид, [...]

Новое

Новые статьи
Экспресс кредит на автомобиль - минимальный срок оформления
Что такое ксенон и как подобрать ксеноновую лампу.
Ксенон - источник света, основанный на принципе газового разряда высокой интенси[...]
О ремонте иномарок
Иномарки породили в среде автомобилистов массу слухов и домыслов — и сложны они,[...]


Copyright @ 2007 - 2011
Информация на сайте взята из открытых источников и выложена в ознакомительных целях.